Эксперты подсчитали, сколько людей и как убивают вулканы

Извержения вулканов выбрасывают в атмосферу Земли углекислый газ.

Фото Global Look Press.

Фото Global Look Press.

Извержения вулканов выбрасывают в атмосферу Земли углекислый газ.
Более 10% населения Земли живёт рядом с действующими вулканами.
Исследователи из Бристольского университета выяснили, что самое опасное в вулканических извержениях и какому количеству людей они стоят жизни.

За последние десять тысячелетий на планете Земля проявило свой норов примерно полторы тысячи вулканов. Самый крупный из таких катаклизмов, случившийся в историческое время – извержение вулкана Тамбора, которое произошло в Индонезии в 1815 году. Тогда огнедышащая гора убила 10 тысяч человек, ещё 70 тысяч умерли от голода, оставшись без урожая, погибшего на засыпанных пеплом полях. В атмосферу было выброшено столько пыли, что следующий 1816 год называли "годом без лета".

Эти цифры впечатляют, но даже они меркнут по сравнению с катастрофой, случившейся 74 тысячи лет назад. Тогда супервулкан Тоба на Суматре устроил планете некое подобие "ядерной зимы". Она дорого обошлась нашему виду: считается, что африканская популяция Homo sapiens, на момент катастрофы насчитывающая порядка 100 тысяч человек, чуть ли не мгновенно сократилась в 10 раз.

Сколько людей и каким образом убивают вулканы сегодня? Таким невесёлым вопросом задалась группа исследователей во главе с Сарой Браун (Sarah Brown) из Бристольского университета. Используя официальные отчёты и бюллетени, научные статьи и даже публикации в СМИ, эксперты собрали статистику и обновили существующие базы данных.

Оказалось, что с 1500 по 2017 годы огнедышащие горы унесли более 278 тысяч жизней. В среднем это около 540 человек в год. Почти половина трагедий случилась в радиусе 10 километров от вулкана, но и дистанция в 180 километров не является безопасной.

В пределах пяти километров от жерла главными убийцами являются вулканические бомбы. В зоне 5–15 километров это незавидное первенство принадлежит пирокластическим потокам – тучам раскалённых удушливых газов, несущим пепел и камни на скоростях в сотни километров в час. На больших расстояниях самая большая опасность – цунами, пеплопады и грязевые потоки лахары.

Более 10% населения Земли живёт рядом с действующими вулканами.

Исследователи интересовались также, кем были люди, ставшие жертвой этого страшного природного явления. Подавляющее большинство из них, конечно, относилось к местному населению. К слову, сейчас более 800 миллионов человек живёт в радиусе 100 километров от действующих вулканов. Но также зафиксирована гибель 561 туриста, 67 учёных-вулканологов, 57 сотрудников экстренных служб и военных и 30 журналистов.

При этом большинство смертей туристов, учёных и других людей, находившихся вблизи вулкана по долгу службы или зову собственного любопытства, произошли в непосредственной близости от кратера и не при катастрофических извержениях, а при внезапных и несильных вспышках активности "спящего" вулкана. Поэтому, как подчёркивают исследователи, при "общении" даже с самыми мирными из огнедышащих гор риски должны тщательно взвешиваться.

Научная работа была опубликована в издании Journal of Applied Volcanology.

Напомним, что ранее мы писали о вулканах подо льдом Антарктиды и о гигантских марсианских вулканах с их невероятно долгими извержениями .

На Земле, впрочем, тоже есть супервулкан Йеллоустоун, способный засыпать метровым слоем пепла всю Северную Америку. Судя по периодичности его извержений, это и произойдёт в ближайшие сто тысяч лет. Возможно, до этого события осталось 90 тысячелетий. Или пять веков. Или десять лет. Никто не знает.