Недостаток сна у детей может ускорить их клеточное старение

Короткие теломеры в прошлом были также связаны с возникновением рака

Иллюстрация Global Look Press.

Недостаток сна не только может превратить детей в ворчунов на весь день, но и также ускорить их клеточное старение, заявили американские учёные. Этот процесс может иметь долгосрочные последствия для здоровья малышей. Эксперты также дали рекомендации, сколько детям необходимо спать.

Недостаток сна не только может превратить детей в ворчунов на весь день, но и также ускорить клеточное старение. Поясним, что речь идёт о процессе, который имеет долгосрочные последствия для здоровья.

Здесь важно упомянуть такую вещь как теломеры – это концевые участки хромосом. Теломеры уменьшаются каждый раз, когда клетки делятся, и продолжают укорачиваться на протяжении всей жизни организма. И если они становятся слишком короткими, считается, что клетки уже не способны больше делиться для того, чтобы "ремонтировать" организм. Исследователи называют это признаком старения.

Ранее некоторые научные работы предположили, что длина теломер взрослых людей может быть связана со сном. Специалисты решили выяснить, так ли дела обстоят и у детей. С этой целью Сара Джеймс (Sarah James) и Дэниэл Ноттерман (Daniel Notterman) из Принстонского университета решили углубиться в базу данных. В ней содержалась информация о средней продолжительности сна у более чем 1500 детей девятилетнего возраста. Все данные были представлены о детях из США.

Также исследователи извлекли ДНК из образцов слюны детей, после чего изучили длину их теломер.

Как показали наблюдения, между недостатком и длиной теломер существовала определённая связь: дети, спавшие меньше своих сверстником, имели более короткие теломеры. Специалисты выяснили, что из-за каждого недостающего часа сна теломеры становились короче на 1,5 процентов.

Короткие теломеры в прошлом были также связаны с возникновением рака, сердечными заболеваниями и когнитивными нарушениями. Но у этих детей не были выявлены какие-либо признаки этих заболеваний. Возможно, говорят учёные, причина в их юном возрасте. Тем не менее, отмечает Джеймс, в будущем они могут иметь более высокий риск развития этих недугов. "Всё это вызывает беспокойство", — говорит она.

Добавим, что другие научные работы ранее показали, что слишком большое количество сна у взрослых людей так же может негативно повлиять на здоровье. Впрочем, и недостаток сна сулит опасность, здесь важна золотая середина, уверяют специалисты.

Но в "детском" исследовании по крайней мере, когда речь заходит о клеточном старении, именно большое количество сна было связано с более длинными теломерами.

Пока исследователи не знают, может ли укорачивание теломер как-то замедлиться, если спать чуть больше. Но специалисты всё-таки подчёркивают важность получения достаточного количества сна. "На сегодня мы рекомендуем спать таким детям от девяти до 11 часов", — заключает Джеймс.

Результаты исследования представлены в научном издании The Journal of Pediatrics.