Погубивший динозавров метеорит "выбрал" наихудшее место падения

Исследователи выяснили, что в вымирании динозавров виновен не столько метеорит, сколько место, куда он упал.

Иллюстрация Don Davis.

Много миллионов лет назад Землю "посетил" метеорит, который, по мнению некоторых исследователей, и стал причиной вымирания динозавров. Специалисты тщательно изучали ударный кратер, который остался после той злополучной встречи, и выяснили, что метеорит выбрал худшее место падения.

Многие исследователи придерживаются мнения, что динозавры погибли в результате падения крупного метеорита почти 66 миллионов лет назад. Правда, есть специалисты, уверяющие, что он просто добил древних ящеров, которые начали вымирать уже до падения космического "пришельца". Тем не менее сам факт падения метеорита учёными, естественно, не оспаривается. Более того, некоторые специалисты тщательное изучают ударный кратер близ полуострова Юкатан, который так или иначе связывают с вымиранием динозавров.

Ударный кратер носит название Чиксулуб (на языке майя это означает "демон клещей"). Весной прошлого года международная команда исследователей пробурила скважину в одной из частей кратера Чиксулуб — на глубину от 506 до 1335 метров под морским дном (кратер частично погружён под воды Мексиканского залива). И благодаря этому не так давно учёные смогли определить измерения уровня моря с доисторических времён.

Теперь же специалисты извлекли образцы пород из-под Мексиканского залива, которые оказались под ударом того самого метеорита. Этот материал помог учёным получить важнейшие детали, которые позволяют лучше понять давнее событие. Оказалось, что гигантский астероид не смог бы найти худшего места для приземления на нашей планете.

Мелководное море охватывает "мишень", а это означает, что в результате падения космического "пришельца" в атмосферу были выброшены колоссальные объёмы серы, выделившейся из минерала гипса. И вслед за немедленной огненной бурей, случившейся после падения метеорита, начался продолжительный период "глобальной зимы".

Исследователи говорят, что если бы незваный гость упал в другом месте, то мог бы получиться совершенно иной итог.

"Ирония истории заключается как раз в том, что не размер метеорита или масштаб взрыва стали причиной бедствия, а место, куда он упал", — говорит Бен Гаррод (Ben Garrod), один из ведущих фильма "День, когда погибли динозавры" (The Day The Dinosaurs Died with Alice Roberts), в котором и были представлены выводы учёных.

В частности, говорят специалисты, если бы астероид, размер которого составлял, предположительно, 15 километров в поперечнике, достиг Земли на несколько секунд раньше или позже, то он приземлился бы не в прибрежное мелководье, а в глубоком океане. Падение в Атлантическом или Тихом океане привело бы к испарению гораздо меньшего количества горных пород — в том числе смертоносного сульфата кальция. Облака бы были менее плотными, так что солнечные лучи смогли бы пробиться к поверхности Земли. Соответственно, можно было бы избежать тех последствий, которые произошли.

"В том холодном и тёмном мире пища в океане закончилась в течение одной недели, а спустя ещё недолгое время и на земле. Без источника пищи могучие динозавры имели мало шансов на выживание", — отмечает Гаррод.

Отмечается, что керн (образец горной породы) был извлечён с глубин до 1300 метров во время бурения в районе кратера. Самые глубинные части породы были добыты в так называемом "пиковом кольце". Анализируя свойства этого материала, авторы работы надеются более детально восстановить картину падения астероида и последовавших изменений, сообщает сайт BBC News.

Исследователи, к слову, выяснили, что энергия, выделенная при образовании кратера, была равна энергии примерно десяти миллиардам атомных бомб, подобных той, что была сброшена на Хиросиму. Исследователи также изучают то, как это место начало возвращаться к жизни спустя несколько лет после падения метеорита.

Добавим, что некоторые эксперты склонны считать, что в вымирании динозавров виновна, например, тёмная материя, также под "прицелом" находятся и микробы. Не исключено, что и вулканы внесли свою лепту.