Пауки ежегодно съедают добычи в два раза больше массы всех взрослых людей Земли

Паук-скакун Phidippus mystaceus кормится пойманной добычей.

Фото David E. Hill, Peckham Society, Simpsonville, South Carolina.

Паук-скакун Phidippus regius поймал кузнечика.

Фото David E. Hill, Peckham Society, Simpsonville, South Carolina.

Паук-скакун Phidippus mystaceus кормится пойманной добычей.
Паук-скакун Phidippus regius поймал кузнечика.
Плохие новости для тех, кто боится пауков: членистоногие действительно очень любят покушать. Недавно исследователи "взвесили" ежегодную добычу общемировой популяции пауков. Оказалось, что совокупный вес паучьей добычи значительно превышает вес всех взрослых людей на Земле.

Некоторые крупные виды пауков предпочитают охотиться на ящериц, лягушек и даже рыб, но подавляющее большинство членистоногих любят полакомиться насекомыми. И их аппетиту можно только позавидовать: во всём мире пауки ежегодно потребляют примерно 400-800 миллионов тонн биомассы, состоящей практически полностью из ползучих существ.

Всё познаётся в сравнении, поэтому учёные отмечают, что общий вес паучьей добычи примерно в два раза больше общего веса всех взрослых людей на Земле. И впечатляет, и пугает одновременно.

Существует примерно 45 тысяч отдельных видов пауков, которых можно встретить по всему земному шару. Их нельзя назвать редкими существами, но ночной образ жизни пауков и достаточно скрытый характер мешает учёным получше "познакомиться" с ними.

Исследователи из Базельского университета (Швейцария) и Лундского университета (Швеция) восполнили некоторые пробелы в изучении пауков при помощи анализа существующей научной литературы о них, а также математических моделей. Специалисты хотели оценить экологическое воздействие членистоногих.

Оказалось, что общемировая популяция пауков весит в общей сложности 25 миллионов тонн, и все они ежегодно уплетают от 400 до 800 миллионов тонн добычи. Более 90 процентов этой пищи – насекомые (хотя ящерицы, змеи, лягушки и даже летучие мыши, поедаемые крупными тропическими пауками, также были взяты в расчёт).

Специалисты говорят, что большой диапазон оценки общей массы паучьей добычи вызван тем, что даже в пределах одной определённой экосистемы эти результаты могут варьироваться. Но даже самая осторожная оценка всё равно впечатляет.

Для сравнения: по данным экспертов ООН, люди ежегодно употребляют в пищу примерно 400 миллионов тонн мяса или рыбы, а киты проглатывают от 280 до 500 миллионов тонн пищи в год.

Паук-скакун Phidippus regius поймал кузнечика.

Исследователи также выяснили, что членистоногие, обитающие в лесах и лугах, потребляют более 95 процентов от общего числа всей съедаемой пауками пищи в год. Возможно, их влияние ниже в сельскохозяйственных районах, потому что интенсивно эксплуатируемые земли — неблагоприятные места для пауков, полагают исследователи.

"Наши расчёты позволяют нам впервые показать в глобальном масштабе, что пауки — основные естественные враги насекомых, — говорит ведущий автор исследования Мартин Ниффелер (Martin Nyffeler) из Базельского университета. – В сочетании с другими насекомоядными существами, такими как муравьи и птицы, они помогают снизить плотность популяции насекомых. Таким образом, пауки вносят существенный вклад в поддержание экологического баланса природы".

Ниффелер надеется, что исследование его команды повысит уровень признательности за важную глобальную роль пауков в наземных пищевых цепочках.

Статья об экологическом воздействии пауков на природу опубликована в научном издании The Science of Nature.

Кстати, ранее "перепись населения" в США показала, что в домах людей живут сотни видов членистоногих.