Тяга к прекрасному: неандертальцы собирали красивые камни для украшения жилищ

Учёные предполагают, что неандертальцы украшали не только свои тела, но и свои жилища красивыми камнями.

Иллюстрация с сайта abroadintheyard.com.

Исследователи обнаружили коричневатый кусок известняка на месте стоянки неандертальцев недалеко от города Крапина (Хорватия).

Фото David Frayer, University of Kansas.

Предполагается, что неандерталец подобрал камень порядка 130 тысяч лет назад и хранил его в пещере. Возможно, в качестве декоративного элемента.

Фото David Frayer, University of Kansas.

Камень стал ещё одним свидетельством того, что неандертальцы были не лишены тяги к прекрасному.

Фото David Frayer, University of Kansas.

Долгое время считалось, что неандертальцы – примитивный вид, лишённый в отличие от человека разумного "творческого" мышления. Несколько исследований уже опровергли эту точку зрения. Вот и в этот раз получены свидетельства того, что неандертальцы могли коллекционировать камни и украшать ими жилища.

Исследователи уже давно доказали, что неандертальцы (Homo neanderthalensis) не были столь уж примитивными и неразумными существами, какими они, возможно, казались ещё несколько лет назад. Например, они могли разжигать костры при помощи химии и изготавливать инструменты, а также предполагается, что они использовали травы для лечения заболеваний.

Недавно учёные обнаружили довольно любопытный камень, свидетельствующий о том, что неандертальцы обладали собственной достаточно сложной культурой. И, возможно, они даже хранили важные для них символические объекты.

Специалисты нашли кусок коричневатого известняка в пещере на территории современной Хорватии — на месте стоянки неандертальцев недалеко от города Крапина. Предполагается, что какой-то любознательный неандерталец нашёл в этих местах камень и сохранил его в пещере порядка 130 тысяч лет назад. Возможно, такой камень служил неким декоративным элементом жилища.

Специалисты добавляют, что пещера недалеко от города Крапина состоит из песчаника. Так что известняковый кусок сильно выделялся на фоне остального "интерьера" и точно не мог изначально происходить из самой пещеры.

На первый взгляд кажется, что камень не представляет собой ничего особенного. Между тем, его обнаружение очень важно для антропологов, поскольку он наряду с другими находками свидетельствует о том, что неандертальцы были вполне способны включать символические объекты в свою культуру. Ранее высказывалось мнение, что только человек разумный (Homo sapiens) был способен на такое поведение.

Примечательно, что сам камень был обнаружен учёными уже довольно давно – более ста лет назад, и всё это время хранился в Хорватском музее естествознания в Загребе. Но недавно камень привлёк внимание международной группы археологов, которая повторно обследовала объекты из пещеры.

Профессор антропологии Дэвид Фрейер (David Frayer) из Канзасского университета и автор недавнего исследования говорит: "Если бы мы шли по дороге и наткнулись на какой-то камень, который затем подобрали и отнесли домой, значит, эта находка показалась нам интересной". По всей видимости, такая же логика действий была и у древнего "коллекционера".

Кстати, попутно напомним, что эта же группа исследователей ранее проанализировала несколько орлиных когтей, найденных во время раскопок 1899-1905 годов на месте стоянки неандертальцев также недалеко от города Крапина — в том же месте, где был найден и исследуемый камень. Четыре когтя имеют насечки, восемь – следы полировки или истирания, а три самых крупных – небольшие надрезы в широкой части. По мнению исследователей, все эти характерные отметины говорят о примитивной ювелирной сборке.

"Люди часто думают, что неандертальцы были лишены каких-либо эстетических чувств", — говорит Фрейер. И всё же теперь мы знаем, что неандертальцы в этих местах коллекционировали орлиные когти, а также подобрали удивительный камень, добавляет он. Но и на других стоянках неандертальцев ранее были обнаружены различные украшения, а также коллекции из ракушек, отмечает исследователь.

Длина камня составляет примерно 12 сантиметров, высота – не более 11 сантиметров, а толщина — не более двух сантиметров. У камня присутствуют свои естественные тёмные полоски и немного красноватый оттенок на углах. Под действием влажной среды такие особенности становятся более заметными. У него нет какой-либо своеобразной ударной поверхности или отметин какого-то иного на него воздействия. В связи с этим учёные считают, что камень принесли в жилище не для использования его в качестве инструмента, а с иной целью.

Профессор Фрейер считает, что открытие является ещё одним доказательством того, что неандертальцы могли не только присваивать символическое значение другим объектам, но и "прикладывали усилия для их коллекционирования". Например, как и современные люди, подбирающие на пляже красивые камни и потом украшающие ими полки, хранят их в качестве воспоминаний.

По мнению Фрейера, открытие также поможет лучше понять то, как современные люди развили в себе эти черты.

Исследование было опубликовано в научном издании Comptes Rendus Palevol.