"Хаббл" засёк необычайно яркую галактику, действующую подобно "астрономическому лазеру"

"Хаббл" помог обнаружить галактику, которая действует подобно "астрономическую лазеру".

Фото ESA/Hubble & NASA.

Телескоп Hubble разглядел в космосе галактику, которая приютила мегамазер – очень яркий источник микроволнового излучения. Но на этом сюрпризы не закончились. Там же учёные нашли чёрную дыру, которая массивнее Солнца в 100 миллионов раз.

Космический телескоп "Хаббл" (Hubble) разглядел поразительную галактику: она, по словам специалистов, даже более впечатляющая и интересная, чем большинство других подобных ей объектов. Правда, пока прозвали галактику не так броско — IRAS 16399-0937.

На сегодня известно, что галактика находится от нас на расстоянии в более чем 370 миллионов световых лет. Но далее следует по-настоящему удивительная характеристика: она является домом для мегамазера (megamaser).

Поясним, что термин мазер - это аббревиатура от английского microwave amplification by the stimulated emission of radiation ("усиление микроволн с помощью вынужденного излучения"). Иными словами, свет в этом процессе усиливается до невероятно ярких лучей.

Мегамазер в 100 миллионов раз ярче, чем мазеры, обнаруженные в галактиках подобных нашему Млечному Пути. Таким образом мегамазер буквально превращают своего хозяина (галактику) в громадный "астрономический лазер".

В случае с IRAS 16399-0937 "лазер" испускает микроволновое излучение, а не видимый свет (отсюда и замена буквы "л" на букву "м" в названии).

Изображения, которые мы видим, сочетают в себе наблюдательные данные, полученные инструментами "Хаббла" на различных длинах волн — усовершенствованной обзорной камерой (ACS), камерой ближней инфракрасной области и многообъектным спектроскопом (NICMOS).

Благодаря этим данным исследователи обнаружили галактику, содержащую двойной центр с двумя отдельными ядрами, находящимися в процессе слияния. Эти два объекта — IRAS 16399N (северная часть) и IRAS 16399S (южная часть) – находятся на расстоянии 11 тысяч световых лет друг от друга. Объекты взаимодействуют, и оба находятся внутри одного "водоворота космических газа и пыли", чем и определяется необычная форма галактики.

Южное ядро, скорее всего, находится в состоянии активного звёздообразования, здесь стремительно формируются новые звёзды. Северное ядро являет собой так называемый LINER-регион (Low Ionization Nuclear Emission Region). В нём излучение генерируется в большей степени слабоионизированными или нейтральными атомами отдельных газов.

Кроме того, северное ядро также является домом для огромной чёрной дыры, масса которой примерно в 100 миллионов раз больше чем у Солнца.

Добавим, что ранее студенты обнаружили переполненные звёздами галактики, а также стало известно, что одна галактика-камиказде пострадала от Млечного Пути. Кроме того, выяснилось, что удивить астрономов могут даже на первый взгляд простые галактики: одна из них оказалась Франкенштейном и космическим каннибалом в одном лице.