Израиль начинает масштабные поиски свитков Мертвого моря

Один из свитков Мертвого моря. Фото с сайта lifehopeandtruth.com
Кумран. Фото с сайта idkpal.wordpress.com
Храм Книги, место хранения свитков Мертвого моря. Фото с сайта presidentialprivatejetvacations.com
Один из свитков Мертвого моря. Фото с сайта lifehopeandtruth.com
Кумран. Фото с сайта idkpal.wordpress.com
Первая, с 1993 года, попытка израильских археологов найти новые свитки Мертвого моря и опередить вездесущих черных копателей. Раскопки в Иудейской пустыне планируют начать в декабре.

В декабре правительство Израиля планирует начать грандиозную археологическую экспедицию, рассчитанную на три года. Ее цель – обследование сотен пещер в Иудейской пустыне близ Мертвого моря в поисках бесценного сокровища: древних текстов, известных под общим названием "свитки Мертвого моря".

О начале масштабного археологического проекта агентству Associated Press сообщил Амир Ганор (Amir Ganor), представитель Израильского управления древностями. Должность Ганора многое объясняет – он не простой чиновник и не обычный археолог, его часто называют детективом от археологии: Амир Ганор возглавляет отдел по предотвращению расхищения древностей.

История одного из величайших открытий ХХ века хорошо известна. Первые свитки случайно нашли пастухи-бедуины в 1947 году, в пещерах недалеко от Хирбет Кумран – Кумранских развалин на Западном берегу реки Иордан, отсюда второе название знаменитого собрания древних текстов: Кумранские рукописи. Археологов рядом не было, и загадочные записи на пергаменте и папирусе сначала отправились к торговцам древностями, затем оказались у настоятеля христианского монастыря, и только в третью очередь о находке узнали ученые.

Кумран. Фото с сайта idkpal.wordpress.com

Новость об открытии быстро распространилась и стала причиной «состязания» между археологами и бедуинами, которое продолжается до сих пор. В конце 1940-х и в 1950-е годы те и другие тщательно обыскивали район находки первых свитков. В результате в Кумранских пещерах были обнаружены тысячи фрагментов более чем 900 древних манускриптов. И все же самые значительные находки сделали именно бедуины, отлично знавшие местность: однажды, прямо под носом у археологов, они извлекли из одной пещеры больше пятисот свитков...

Все рукописи, в итоге попавшие в руки ученых, были обнаружены в период 1947 – 1956 годов. Предстоящая трехлетняя экспедиция будет первым полномасштабным исследованием окрестностей Мертвого моря с 1993 года: тогда была организована так называемая «Операция "Свиток"», обоснованная политическими причинами. Власти Израиля фактически проводили спасательные раскопки – в 1995 году контроль над частью территорий Западного берега реки Иордан был передан Палестинской национальной администрации.

К сожалению, за время операции "Свиток" 1993 года не было найдено ни одной новой рукописи.

Амир Ганор сделал еще одно, довольно провокационное, заявление: в рамках предстоящей экспедиции израильские археологи намерены также исследовать пещеры Западного берега реки Иордан на территориях, находящихся под совместным контролем Израиля и Палестинской администрации. Дальнейших официальных комментариев не последовало.

Свитки Мертвого моря называют одним из главных сокровищ Израиля, они имеют огромное историческое и религиозное значение. Кумранским рукописям посвящен отдельный официальный сайт на нескольких языках, включая русский. В феврале "Вести.Наука" рассказывали о близком к завершению грандиозном проекте по оцифровке свитков, вплоть до мельчайших трудночитаемых фрагментов. Создаваемая библиотека изображений позволит ученым всего мира подключиться к процессу расшифровки древних рукописей, многие из которых сейчас напоминают детали сложнейшей головоломки.

Работа с фрагментами Кумранских рукописей. Фото: Israel Antiquities Authority

Для хранения драгоценных свитков в 1965 году было построено отдельное здание, Храм Книги, о фантастическом устройстве которого ходят легенды (говорят, например, что в случае опасности выступающий над поверхностью белый купол может опускаться под землю). Общее количество сохранившихся рукописей приближается к тысяче.

Свитки Мертвого моря делятся на два типа: "библейские" рукописи – канонические тексты, вошедшие в известный сегодня вариант Священного Писания, и "небиблейские" рукописи – апокрифы и другие тексты, которые свидетельствуют о разнообразии религиозной мысли в эпоху Второго храма.

Кумранские рукописи создавались в период между III веком до нашей эры и I веком нашей эры, язык текстов – иврит, арамейский, греческий и набатейский. Сегодня известен лишь один библейский манускрипт, более древний, чем свитки Мертвого моря. При раскопках в Иерусалиме были найдены два серебряных амулета в форме свитков, в которых ученые обнаружили фрагменты Благословения из Книги Чисел. Находка датируется примерно 600 годом до нашей эры.

Однако в последние годы фрагменты древних свитков слишком часто всплывают на ближневосточном рынке антиквариата. Власти Израиля уверены, что представленные на черном рынке манускрипты нелегально извлекаются из пещер близ Мертвого моря. Состязание между археологами и расхитителями древностей, начавшееся в 1947 году, вышло на новый уровень: Амир Ганор, по его собственным словам, фактически борется с мафией, организованной преступностью. При этом он вынужден признать, что у черных копателей отменный нюх на богатые древностями места.

В прошлом году израильские археологи организовали крупнейшие и сложнейшие раскопки в Иудейской пустыне за последние 60 лет: масштабное исследование с участием сотен волонтеров проводилось в так называемой Пещере Черепов неподалеку от Кумрана. Эта трехнедельная археологическая экспедиция была вынужденной контрмерой: в 2014 году отдел Амира Ганора взял с поличным группу палестинцев, занимавшихся нелегальными раскопками в Пещере Черепов. Это место уже дважды обследовали археологи, в 1950-х и 1960-х годах, однако в наши дни что-то привлекло к пещере внимание черных копателей – по мнению следствия, они целенаправленно искали там древние рукописи. Результаты официальных раскопок 2015 года оказались очень интересными, но ни одного нового свитка археологи так и не нашли.

Предстоящая трехлетняя экспедиция по поиску свитков Мертвого моря – очередная и, на этот раз, самая серьезная попытка израильских властей опередить черных копателей, а не «глотать пыль» уже разграбленных исторических памятников.

"Мы уверены, что в пещерах еще остались нетронутые свитки. К сожалению, до многих мест исследователи пока не добрались", — сказал Амир Ганор.