Свинство - не приговор: как учёные выявляли оптимистов и пессимистов среди свиней

Детям, у которых отсутствует часть пищевода, планируется пересаживать трансплантаты, выращенные в организмах свиней.

Стакан наполовину пуст или полон? Оказывается, такой вопрос можно было бы задать и розовым пятачкам в хлеву, если бы они понимали наш язык. Недавно зоологи выяснили, что пессимисты и оптимисты встречаются и в мире животных.

Пессимисты и оптимисты, оказывается, есть и среди свиней. И, согласно новому исследованию, пессимистичные животные более восприимчивы к окружающей их среде.

Учёные изучали и анализировали человеческие личности (так называемые персональные профили) на протяжении веков. Индивидуальность человека и его настроение можно определить, изучая реакцию индивида на неопределенную ситуацию (оптимист, скорее всего, будет позитивно реагировать практически на любую ситуацию).

До недавнего времени считалось, что только лишь люди являются единственными существами на планете, для которых характерны разные типы личности. Однако исследовательская группа из Великобритании выяснила, что оптимисты и пессимисты встречаются и среди свиней. Оказывается, и животные могут по-разному реагировать на различные обстоятельства.

Специалисты из Университета Линкольна изучили 36 домашних свиней, находившихся до исследования в совершенно разных условиях. Одна часть испытуемых животных выросла в хороших условиях – на открытых пространствах. Другой половине повезло меньше – они росли в маленьких загонах, и животным редко предоставляли случай прогуляться "на воздухе".

Затем свиней столкнули с различными непредсказуемыми ситуациями, чтобы учёные смогли точно определить тип личности животных. Оказалось, что свиньи с пессимистическим настроем были более осторожны при столкновении с новой ситуацией, в то время как животные-оптимисты склонны были рисковать и исследовать новый объект.

На втором этапе эксперимента учёные тестировали каждую свинью по отдельности. В течение нескольких дней животное помещали в одну и ту же комнату, где в противоположных углах их ждали две миски с едой. И каждый раз в одной миске находилось лакомство (шоколад, например), а в другой – горькие кофейные зёрна. И в том, и в другом случае продукты были покрыты сахаром так, чтобы свиньи не могли унюхать их, пока они не достигли выбранной чаши. Исследователи ждали, пока свиньи привыкнут к обстановке прежде, чем приступить к реализации самого эксперимента.

После того, как свиньи-оптимисты и пессимисты привыкали к двум мискам и их расположению, исследователи стали их менять. Или добавляли новые миски – ставили, например, одну посередине. Оказалось, что пессимистичные свиньи неохотно подходили к новой миске, а животные с позитивным складом характера, наоборот, без страха и достаточно быстро начинали изучать новое "блюдо".

Более того, чем ближе исследователи подвигали сладкое угощение к миске с кофейными зёрнами, тем настороженнее становились пессимистичные свиньи. А вот оптимистичным животным это совсем не мешало: они получали своё лакомство и не обращали внимание на его близость к "горькой" миске.

Из этого исследователи сделали вывод, что большинство свиней, откормленных на открытых пространствах, были более склоны к изучению новой ситуации, чем другие животные. Кроме того, учёные показали, что животные (как и люди) принимают решения, основываясь на настрое и характере.

Результаты исследования описаны в журнале Biology Letters.

Кстати, "Вести.Наука" не так давно рассказывали, что лошади выражают некоторые эмоции как люди.