Как продать науку: расказываем секреты эффективного краудфандинга для научных проектов

Психологический трюк: если человеку покажется, что от него просят не так уж много, он будет готов дать гораздо больше.

Психологический трюк: если человеку покажется, что от него просят не так уж много, он будет готов дать гораздо больше.
Иллюстрация DuckTales / via YouTube.

Не все владеют даром убеждения и знают, как найти общий язык с аудиторией √ иногда именно это губит даже перспективные проекты.

Не все владеют даром убеждения и знают, как найти общий язык с аудиторией √ иногда именно это губит даже перспективные проекты.
Фотография Global Look Press.

Психологический трюк: если человеку покажется, что от него просят не так уж много, он будет готов дать гораздо больше.
Не все владеют даром убеждения и знают, как найти общий язык с аудиторией √ иногда именно это губит даже перспективные проекты.
Не все владеют даром убеждения и знают, как найти общий язык с аудиторией – иногда это губит перспективные работы. Чтобы молодые учёные не тратили время на эти вопросы, их коллеги провели "коммерческий ликбез" и рассказали, как сделать эффективной раскрутку научных проектов на сайтах краудфандинга.

С миру по нитке – точнее, по евро, доллару, рублю или любой другой валютной единице. Именно так работает система краудфандинга – дословно "народное финансирование": от сrowd (англ. толпа) и funding (англ. финансирование).

Краудфандинг представляет собой сотрудничество людей, добровольно объединяющих свои деньги (реже – какие-либо другие ресурсы), чтобы поддержать усилия других людей или организаций. Как правило, сбор средств происходит благодаря Интернету, причём он может служить совершенно разным целям – от помощи пострадавшим после стихийных бедствий до финансирования предпринимательства или даже политической платформы.

Впервые подобный сбор средств организовали в 1997 году фанаты рок-группы Marillion для финансирования тура по территории США (в итоге было собрано 60 тысяч долларов). В 2000 году появился первый краудфандинговый сайт – тоже, к слову, для музыкантов. Позже к системе подключилась киноиндустрия, и сегодня уже нет такой сферы, у которой не было бы своей платформы для сбора средств со всех неравнодушных.

Не отстаёт и наука. Ранее, напомним, мы рассказывали о некоторых таких проектах: российские учёные собирали средства на производство нейростимулятора Brainstorm, который улучшает концентрацию внимания, память и обучение, а также перчатки Брайля, которая способна заменить слепоглухим людям слух, зрение и голос. Выпуск "умного" ремня, тройной зубной щётки, "умного" велошлема и многих других разработок также зависел от народного финансирования.

Такой ажиотаж не остался незамеченным, и в помощь молодым учёным коллеги опубликовали советы о том, как сделать свою кампанию по сбору средств в Сети более успешной.

Не все владеют даром убеждения и знают, как найти общий язык с аудиторией √ иногда именно это губит даже перспективные проекты.

В ходе исследования команда под руководством Майка Шэфера (Mike Schäfer) из Университета Цюриха в Швейцарии изучила около 400 кампаний по сбору средств – от более чем удачных до провалившихся. Выяснилось, что все успешные проекты демонстрировали одни и те же тенденции.

Во-первых, учёные советуют размещать свои кампании на сайтах по сбору средств, предназначенных исключительно для научных проектов (например, Experiment.com, Medstartr.com, Sciflies.org). Сейчас самой популярной платформой считается Kickstarter, однако его эффективность именно для научных проектов оценивается как довольно низкая – возможно, из-за огромного количества предложений, которые отвлекают внимание.

Во-вторых, крайне важна визуализация и... чувство юмора (в меру и "по делу"!). Эти две составляющие – залог успеха любой кампании, говорят специалисты. Зрительные образы, как известно из психологии, помогают человеку более чётко составить представление, о чём бы ни шла речь, ну а юмор сближает. Забавное видео – идеальный вариант, чтобы найти общий язык с аудиторией.

Третий совет – стремиться к взаимодействию, постараться сделать связь с потенциальным инвестором как можно прочнее. Сделать это можно довольно легко – сэкономив человеку деньги. Точнее, нужно заставить его думать, что так происходит. Анализ успешных кампаний показал, что чем меньше была заявленная целевая сумма, тем больше был шанс не просто собрать её, но и неплохо увеличить. Соотношение, кстати, работает и наоборот, поэтому учёные призывают коллег не сильно "загибать" цены. Фокус в том, что если человеку покажется, что от него просят не так уж много, он будет готов дать гораздо больше – как говорится, гулять так гулять. Но это при условии, что вы расположили к себе инвестора, справившись с предыдущим пунктом.

Среди других факторов, влияющих на успех кампании, – профессиональные данные самих учёных: портфолио, другие проекты и разработки, научные публикации. Также имеет значение, КАК команда продвигает свой проект – насколько учитывает интересы людей и стремится их удовлетворить, насколько гуманно изобретение и может ли оно реально помочь, спасти, повлиять, стать открытием, внести вклад в развитие науки.

Этот "общественный" фактор может отражаться даже в просмотре личных страничек в социальных сетях, так как они могут многое рассказать о человеке, а именно это интересует аудиторию – насколько учёные "близки" к людям, в интересах которых, в конечном счёте, они и работают.

Полный текст исследования опубликован в издании Public Understanding of Science.

Кстати, ранее учёные доказали, что женщины лучше мужчин собирают деньги на площадках краудфандинга, что также стоит учитывать всем командам.