Чем ближе человеку "личность" автомобиля, тем выше риск ДТП

Эксперимент показал, что виртуальные помощники приводят к тому, что водители чаще попадают в аварии

Эксперимент показал, что виртуальные помощники приводят к тому, что водители чаще попадают в аварии
(фотография Global Look Press).

Берегись автомобиля? Нет, берегись функции голосового управления машин, считают учёные. Они провели эксперимент, который показал, что виртуальные помощники могут "заболтать" водителя. Но есть особенно опасный голосовой инструктор.

Многие автопроизводители сегодня наделяют машины функцией виртуального помощника-инструктора. Он призван помочь водителю быстрее сориентироваться в дорожной ситуации и, казалось бы, гарантирует более безопасное вождение, так как человек за рулем не отвлекается на какие-либо дополнительные устройства. Однако новое исследование говорит об обратном. Учёные из Университета Мичигана, Технического университета Эйндховена и Стэндфордского университета обнаружили, что такая функция на самом деле только увеличивает количество ДТП. Выяснилось, что водители, которые активно взаимодействуют с голосовым управлением транспортных средств, более склонны попадать в происшествия.

Кроме того, оказалось, что чем больше сходство между голосом виртуального помощника и водителя, тем больше риск для безопасности человека и его пассажиров. Причина в том, что такой голос "отвлекает водителя, а это препятствует безопасному вождению".

Как проходило исследование? Сначала инженеры создали автосимулятор с педалями и рулевым колесом на базе очков виртуальной реальности Oculus Rift. Эксперимент включал пять виртуальных инструкторов, которых участники исследования должны были оценить по таким параметрам как сходство с их личностью, а также доброжелательность, интеллект и общее подобие человеку.

Участникам сказали, что они получили случайно выбранных помощников. Но на деле им были "выданы" инструктора с голосами, наиболее схожими с голосами испытуемых, или же, напротив, кардинально отличающимися.

Выяснилось, что голос виртуального инструктора повлиял на стиль вождения и в целом на безопасность водителя. Так, виртуальные помощники, которые, как посчитали участники эксперимента, были ближе к их личности или в процессе вождения между реальным человеком и "искусственным интеллектом" возникла, опять же по ощущениям испытуемых, большая социальная связь, приводили к большему количеству аварий на симуляторе.

Это говорит о том, что слишком сильная личностная или социальная связь с виртуальным инструктором отвлекает водителей.

Данные подтверждают результаты предыдущих исследований, показывающих, как на процесс вождения влияют виртуальные помощники. Они также продемонстрировали, что технологии, которые требуют взаимодействия с людьми, оказывают воздействие на водителей, причём не всегда положительное.

Тем не менее специалисты не предлагают останавливать производство автономных и квазиавтономных автомобилей. По их мнению, для обеспечения безопасности водителей нужно дорабатывать и улучшать имеющиеся технологии.

"Исследования этих методов коммуникации могут подарить нам новые данные о взаимодействии человека и компьютера в целом, — говорит учёный Рабиндра Ратан (Rabindra Ratan). – Это исследование позволяет предположить, что производители автономных и квазиавтономных автомобилей должны учитывать то, что голоса, интегрированные в технологии, влияют на вождение и, следовательно, на безопасность на дороге".

Исследование будет представлено на 66-й ежегодной конференции Международной коммуникативной ассоциации (ICA 2016) в июле в Японии.

Добавим, что недавно "Вести.Наука" рассказывали о существах, которые вызывают агрессию у водителей. Кстати, их переносчиками являются домашние питомцы.