Палеонтологи обнаружили в Бразилии 250-миллионолетнюю "парадоксальную" рептилию

Эта крупная рептилия обитала возле водоёмов и, вероятно, питалась небольшими рыбами

(иллюстрация Voltaire Neto).

(фото Scientific Reports).

Исключительно хорошо сохранившийся череп пресмыкающегося
В Бразилии обнаружена 250-миллионолетняя ископаемая рептилия, которая проливает свет на жизнь, предшествующую появлению динозавров.

Международная группа учёных во время раскопок на территории Бразилии обнаружила 250-миллионолетние ископаемые останки рептилии, которые проливают свет на жизнь, предшествующую появлению динозавров.

В те времена мир восстанавливался от массового вымирания, вызванного обширными вулканическими извержениями и уничтожившего большинство живых видов. Рептилия получила видовое название Teyujagua paradoxa, что означает "свирепый ящер ".

Палеонтологи установили, что она является близким родственником группы животных, породивших крокодилов, динозавров и птиц.

Череп рептилии был найден неподалеку от южного города Сан-Франсиско де Асис в начале 2015 года. По словам учёных, данная окаменелость заполняет важный эволюционный пробел.

"Это животное является родственником очень важной группы рептилий Archosauriformes, – говорит один из авторов исследования Ричард Батлер (Richard Butler) из Бирмингемского университета. – Ранее данный вид был нам неизвестен, и мы надеемся, что он поможет нам понять, как именно развивалась данная группа".

T. paradoxa походил на маленького крокодила. Вероятно, он обитал близ озера или небольшого водоёма, питался рыбой и другими более мелкими рептилиями и амфибиями: об этом свидетельствуют его мелкие острые зубы. Вырастала такая рептилия до полутора метров в длину.

Исключительно хорошо сохранившийся череп пресмыкающегося

Во времена массового вымирания 252 миллиона лет тому назад погибло около 90% всех живых организмов Земли, в результате чего образовалась ниша для процветания других животных, таких каких как Teyujagua. Впоследствии подобные рептилии стали доминирующими существами на суше и привели к появлению динозавров.

"Открытие Teyujagua стало для нас очень важным, – говорит Фелипе Пиньейру (Felipe Pinheiro), один из бразильских исследователей, вошедших в группу. – С тех пор как мы только увидели заключённый в каменной породе великолепно сохранившийся череп животного, мы поняли, что нечто необычное попало в наши руки. Однако результат лабораторного очищения окаменелости превзошёл все наши ожидания: мы обнаружили совокупность черт, никогда не виданную раньше, что указывает на уникальное положение T. paradoxa на эволюционном древе важной группы позвоночных животных".

Анатомия Teyujagua указывает на то, что существо было чем-то средним между примитивными рептилиями и представителями группы Archosauriformes, включающей в себя динозавров и птерозавров, а также современных птиц и крокодилов.

Описание находки было опубликовано в журнале Scientific Reports.