Стоунхендж изначально мог быть построен в Уэльсе

Раскопки ведутся на территории графства Пембрукшир на юго-западе Уэльса

(фото UCL).

Внутреннее кольцо Стоунхенджа построено из камней, добытых в двух карьерах на территории графства Пембрукшир на юго-западе Уэльса. К такому выводу пришли британские археологи. Они также пересмотрели способ транспортировки гигантских монолитов древними строителями.

Внутреннее кольцо Стоунхенджа построено из камней, добытых в двух карьерах на территории графства Пембрукшир на юго-западе Уэльса, сообщают исследователи в пресс-релизе Университетского колледжа Лондона.

По словам руководителя проекта профессора Майка Пирсона (Mike Pearson), Стоунхендж был валлийским монументом с самого начала своего существования. "Если мы сможем найти ту оригинальную конструкцию, из которой он в дальнейшем был собран, мы наконец-то приблизимся к ответу на вопрос, почему Стоунхендж был построен, и почему некоторые его камни были перевезены так далеко от места добычи", – заявил профессор.

Как известно, Стоунхендж ― загадочное каменное сооружение в графстве Уилтшир, один из самых знаменитых археологических памятников в мире. Его строительство началось в 2600 году до нашей эры. Материалом послужили валуны из песчаника, каждый весом около двух тонн, и 11 так называемых голубых камней – монолитов из диабаза (довольно твердая вулканическая порода).

В XX веке археологи и геологи обозначали несколько месторождений на территории Уэльса и южной Англии, откуда могли быть взяты камни, в том числе гряду холмов Пресели (Preseli Hills) в графстве Пембрукшир. Главным "кандидатом" считался холм Карн Менин (Carn Menyn).

Но теперь выяснилось, что на самом деле голубые камни внутренней части Стоунхенджа и прочие элементы его архитектуры были вырублены его древними строителями из двух других карьеров – Карн Гедог (Carn Goedog) и Крэг Рос-и-фелин (Craig Rhos-y-felin).

Выводы были сделаны учёными на основании химического и минералогического сходства пород в этих карьерах с камнями Стоунхенджа, а также благодаря найденным следам пребывания человека в этих карьерах, на 500 лет опережающим время постройки самого монумента.

К примеру, в карьере Крэг Рос-и-фелин учёные обнаружили четыре следа очагов, оставленных строителями, множество обожжённых кусочков гальки, попадавшей в очаг, и обработанный монолит, который так и не был вывезен из каменоломни, из-за того что нижняя часть его была расколота.

Учёные полагают, что строители Стоунхенджа выбрали эти карьеры неслучайно. Залежи диабаза в них были частично повреждены и разрушены под действием стихий, поэтому их было проще извлечь из карьера и придать им нужную форму.

Тем не менее, пока не удалось установить, каким именно способом древние строители извлекли валуны. Как отмечает Пирсон, они могли откалывать камень путём его нагрева углями из очагов, либо вбивать деревянные клинья в трещины скал.

Версия о транспортировке камней также изменилась. Ранее считалось, что их доставляли в Уилтшир по воде. Теперь же археологи уверены: это можно было сделать только по суше.

Почему камни Стоунхенджа были перенесены на столь большое расстояние – ещё одна загадка истории. В окрестностях Крэг Рос-и-фелин и Карн Гедог отсутствуют священные рощи, ручьи и прочие объекты поклонения древних людей. По предположениям, изначально Стоунхендж был построен в Уэльсе, и лишь потом перенесён в Уилтшир. Вероятно, это имело важное политическое значение для тех времён.

Возможно, раскопки, которые будут продолжены в 2016 году, дадут ответы хотя бы на часть вопросов.