Химические технологии помогут определить пол человека по отпечаткам пальцев

Учёные разработали методику, позволяющую различать мужские и женские отпечатки пальцев

(фото Paul Miller/University at Albany).

Новая технология идентификации личности по отпечаткам пальцев позволяет криминалистам сузить круг подозреваемых, так как способна показать, какого пола был преступник.

Возможность обнаружить отпечатки пальцев на месте преступления очень ценится следователями и криминалистами, так как она позволяет идентифицировать виновника происшествия. Однако специалистом всё равно приходится просеивать отпечатки через гигантские базы данных, чтобы найти вероятные совпадения (отпечатки преступника еще и должны числиться в этих базах).

Однако теперь химики предложили технологию, которая несколько сузит круг поиска: они разработали способ определения по отпечаткам пальцев пола преступника.

Новый подход базируется на знании о том, что кислотность пота женщин примерно в 2 раза выше, чем у мужчин. Под руководством доцента химии Яана Халамека (Jan Halámek) команда учёных из Университета в Олбани постаралась использовать эту биологическую разницу для создания дополнительного инструмента идентификации преступников.

Методика заключается в переносе отпечатка пальца на полиэтиленовую плёнку, которая впоследствии обрабатывается раствором соляной кислоты и нагревается. Это запускает химическую реакцию, которая обнаруживает миграцию водорастворимых аминокислот в кислотный раствор. Команда может оценить уровень аминокислот и таким образом определить пол того, кому принадлежат отпечатки.

В первых экспериментах метод помог определить пол с точностью 99%. Затем исследователи создали макет места преступления, где три женщины оставили отпечатки пальцев на пяти поверхностях, в том числе на мониторе компьютера и дверной ручки. Технология помогла определить, что отпечатки принадлежали именно дамам.

"Одна из главных целей данного проекта – использовать химический состав отпечатка, а не просто полагаться на его рисунок, – комментирует Халамек. – Мы не намерены конкурировать с точностью анализа ДНК при идентификации, но стремимся дифференцировать круг подозреваемых по демографическим группам, что крайне важно, когда отпечатки пальцев недостаточно чёткие или не удаётся найти совпадений в базах".

В настоящее время команда ищет способы дальнейшего усовершенствования технологии, а также планирует разработать новые методы идентификации с помощью химического анализа.

Результаты исследования были опубликованы журналом Analytical Chemistry.