Медики исследовали деградацию лекарств на орбите

Пробы с МКС заморозили и доставили на Землю, а учёные извлекли из них микробы и расшифровали часть их генома.

Фото NASA.

У каждого медицинского препарата есть свой срок годности. При этом препараты могут терять свойства и становиться небезопасными раньше, особенно под воздействием света, воздуха и влажности. В новом исследовании были проанализированы 9 лекарств, вернувшихся из 550-дневного космического путешествия.

У каждого медицинского препарата есть свой срок годности. При этом препараты могут терять свои свойства или становиться небезопасными раньше срока, особенно под воздействием света, кислорода или влажности. Проведённое исследование лекарственных средств, которые провели некоторое время на Международной космической станции, а затем были возвращены не Землю, показало, что специфические условия космоса никак не повлияли на них.

Новое исследование, проведённое Виржинией Вотринг (Virginia E. Wotring), специалистом Медицинского колледжа Бейлора, США (Baylor College of Medicine) предоставило первые доказательства того, что лекарственные средства не портятся в условиях космического форпоста Земли. Об этом сообщает Американская ассоциация фармацевтических учёных (AAPS).

В настоящее время американское космическое агентство НАСА планирует запуск первой пилотируемой миссии к Марсу. Это исключительно важный проект, требующий тщательной подготовки, подчёркивают фармакологи. Для успешного выполнения миссии нужно предусмотреть всё, что может потребоваться астронавтам в полёте, в том числе медикаменты.

Работа Вотринг позволяет решить жизненно-важный вопрос – останутся ли лекарства безопасными и будут ли успешно бороться с болезнями после того, как проведут некоторое время в незащищённом космическом пространстве.

Стоит отметить, что на борту МКС созданы оптимальные условия для хранения медикаментов, но учёным было мало что известно о том, стоит ли принимать во внимание уникальные для космических полётов условия — повышенный уровень радиации и микрогравитацию.

Чтобы ответить на этот вопрос, исследователи Медицинского колледжа Бэйлора проанализировали пробы девяти лекарств и биодобавок, которые были возвращены на Землю с борта совершающего исследовательскую миссию МКС. Препараты были доставлены на Землю грузовиком Dragon.

Для анализа были выбраны два вида снотворных, два антигистаминных, три обезболивающих препарата, одно антидиарейного средство и один стимулятор центральной нервной системы. Они возвратились на Землю после пребывания на борту космической станции в течение 550 дней.

Учёные изучили свойства ингредиентов, такие как стабильность и продукты распада. Полученные данные сравнивались с теми, что изложены в руководствах Фармакопеи США 2012 года (USP).

Для достижения наибольшей точности результатов специалисты размельчали таблетки каждого препарата по 10-20 штук, смешивали и разделяли полученную порошковую смесь на пять частей – каждую для отдельного анализа в лаборатории. Таким образом исключалось влияние разницы в свойствах таблеток между собой, на случай если они вдруг хранились на МКС в различных условиях.

В результате лабораторных тестов выяснилось, что почти все из препаратов всё ещё были пригодны и безопасны для медицинского применения.

Обезболивающее ибупрофен, противодиарейное лоперамид и стимулирующее нервную систему средство модафинил поступили в лабораторию за два-три месяца до окончания срока годности. Выяснилось, что они обладают полным набором лекарственных свойств без признаков токсичности в точном соответствии с требованиями Фармакопеи.

Некоторые лекарства были просрочены на девять месяцев, однако по итогам лабораторных тестов аспирин, псевдоэфедрин (традиционное вещество в составе комплексных противокашлевых микстур) и препарат для лечения бессонницы золпидем всё ещё были полностью пригодны к использованию.

Кроме того, парацетамол мог бы действовать ещё пять месяцев, а антигистаминное лоратадин – восемь месяцев, после того как истек их срок годности.

Один-единственный (просроченный на 11 месяцев) препарат, а точнее биодобавка мелатонин, используемая в качестве вещества, нормализующего сон, уже не был годен к применению. У него обнаружилось снижение концентрации действующего вещества, а также увеличение количества продуктов распада, потенциально вредных для человека.

В результате медиками был сделан вывод, что условия на борту МКС не оказывают негативного влияния на свойства препаратов, и после длительного хранения в условиях космоса лекарства могут действовать точно так же, как действовали бы на Земле.

Однако, по словам автора работы, учитывая, что в ходе данной работы было изучено лишь небольшое количество наименований медикаментов, необходимо проводить дальнейшие исследования.

Так, в более ранних экспериментах коллег Вотринг шесть лекарств с МКС всё же потеряли свои свойства раньше срока годности. Это были антимикробный препарат левофлоксацин, комплексные антибиотики амоксициллин, сульфаметоксазол, мочегонное средство фуросемид, а также синтетический гормон левотироксин. Впрочем, тогда исследователи оценивали только один образец каждого препарата и измеряли лишь содержание активного ингредиента без анализа токсичности продуктов распада.

Для того чтобы помочь обеспечить участников будущего длительного полёта на Марс надёжными и безвредными лекарственными средствами, автор намерена продолжать эксперименты с большим количеством препаратов, брать пробы в разные периоды времени и проводить более детальный анализ.

Исследователи представили результаты своих исследований в издании The American Association of Pharmaceutical Scientists Journal.