Решение задач перед сном значительно улучшает математические способности детей

Решение простых задач и разговоры с родителями на тему математики перед сном значительно улучшают успеваемость по этому предмету

(фото Wikimedia Commons)

Учёные обнаружили, что дети, которые хоть раз в неделю вместо традиционной сказки на ночь решали простые задачи с помощью развивающего приложения, к концу учебного года значительно улучшили свои способности в области математики.

Многие родители читают своим детям на ночь книги. Но оказывается, это время можно потратить с большей пользой для будущего ребёнка. Команда под руководством психологов Сиан Бейлок (Sian Beilock) и Сьюзан Ливайн (Susan Levine) из Чикагского университета обнаружила значительное улучшение успеваемости по математике у детей, которые пред сном вместе с родителями использовали развивающее математическое приложение для планшетов и телефонов.

Принять участие в исследовании учёные пригласили 587 первоклассников из 22 чикагских школ. При этом были выбраны самые разные учебные заведения от дорогих частных школ до государственных школ в бедных районах. 167 семей перед сном должны были читать сказки и рассказы с помощью выданного каждому участнику планшетного компьютера. Ещё 420 семей получили планшет с установленным бесплатным приложением Bedtime Math, которое каждый вечер предлагает прочитать ребёнку короткий текст, содержащий сведения в цифрах.

Это может быть рассказ о луговых собачках, вырывших в Техасе настоящий подземный город на площади 25 тысяч квадратных миль с населением 400 миллионов особей, или о каскадёре, который построил десятиметровую рампу и сломал десять рёбер, прежде чем успешно выполнил четверное сальто на велосипеде. По окончании истории необходимо решить несколько текстовых задач, рассчитанных на самый разный возраст.

В начале и в конце учебного года все маленькие участники эксперимента прошли стандартный тест для оценки математических способностей. Не удивительно, что обычное чтение никак не повлияло на итоговые результаты, в отличие от математического приложения, которое заметно улучшило успеваемость первоклассников. При этом дети, занимавшиеся математикой перед сном чаще двух раз в неделю, продемонстрировали лучшие результаты по сравнению с теми, кто пользовался приложением реже.

Любопытно также, что даже те ученики, которые беседовали с родителями на математические темы и решали задачи лишь один вечер в неделю, к концу учебного года добились лучших успехов, чем их сверстники, не тренировавшие мозг математическими заданиями. Учёные пришли к выводу, что эффект от использования программы в течение девяти месяцев учебного года был эквивалентен трём дополнительным месяцам занятий.

Интересно, что этот подход успешно работал, даже в семьях, где взрослые сами не любят математику. Это особенно важно, потому что предыдущее исследование той же научной группы показало, что родители, испытывающие нелюбовь к "царице наук", могут развить аналогичное отношение к предмету у своих детей, если помогают им делать домашние задания.

Авторы работы, опубликованной в издании Science, подозревают, что само по себе приложение не имеет преимуществ по сравнению с обычными книжками. Главное, регулярно говорить с ребёнком о математике.

"Для многих семей, чтение ребёнку перед сном является неотъемлемой частью домашней рутины ребенка. Но когда дело доходит до математики, родители часто полагают, что это входит в обязанности школы, и уделяют меньше времени домашнему обучению в этой области, – объясняет Ливайн в пресс-релизе. – Мы продемонстрировали, как краткое общение родителей и детей на тему математики улучшает результаты обучения".

Нам от себя остаётся добавить лишь одно: использование экранов, испускающих голубой свет, перед сном — весьма вредная привычка. Поэтому не стоит давать своему ребёнку в руки какой бы то ни было гаджет пусть даже с самым лучшим на свете обучающим приложением. Если вы хотите подтянуть чадо в математике или любом другом предмете таким способом — прочитайте ему задачку с экрана самостоятельно и затем обсудите решение.