За боли в спине человека в ответе обезьяны и прямохождение

Шимпанзе в лесах Уганды использует мох как губку √ эту идею животное подсмотрело у собственной матери

(фото с сайта phys.org).

Биологи показали в ходе нового исследования, что боли в спине, от которых страдают многие современные люди – следствие сходства позвоночника некоторых людей с позвоночником шимпанзе. Бипедализм, или хождение на двух ногах, также сыграл свою роль.

Боль в нижней части спины — бич современного человека. По подсчётам медиков, от неё страдают от 20 до 80% (в зависимости от региона) жителей планеты. Что делать с этим недугом, учёные более-менее разобрались, а вот, кто виноват, решают до сих пор.

Многие люди страдают от болей в спине вследствие перенесённых травм, долгого сидения в офисе, излишних нагрузок, ожирения и многих других причин. Но биологи из Шотландии и Канады считают, что часть людей предрасположена к заболеваниям больше, так как их позвоночники по строению уж очень похожи на позвоночники обезьян.

Учёные во главе с профессором Марком Коллардом (Mark Collard) из Абердинского университета исследовали строение позвоночника шимпанзе, орангутана и древнего человека и пришли к выводу, что некоторые позвонки людей, страдающих от болей в спине, сходны по строению с таковыми у шимпанзе.

У здоровых людей такого сходства не наблюдается. Похожесть, в частности, была особенно заметна у пациентов, имеющих грыжу Шморля. Она представляет собой проникшую хрящевую ткань межпозоночных дисков в губчатую кость верхнего или нижнего позвонка.

В исследовании принимал участие 141 человек, из них 54 имели грыжу Шморля, 56 шимпанзе и 27 орангутанов. На основе полученных данных и было составлено заключение.

Учёные полагают, что разные группы людей эволюционировали по-разному, поэтому сегодня у некоторых людей больше сходства с обезьянами, чем у других. Обезьяны, как известно, перемещаются, опираясь на четыре конечности. Человек же передвигается на двух ногах, хотя его позвоночник может быть недостаточно к этому готов. Пациенты, близкие к шимпанзе по строению тела, страдают от болей из-за того, что нарушается привычное состояние позвоночного столба.

Учёные считают, что результаты их исследования, опубликованные в журнале BMC Evolutionary Biology, пригодятся медикам. При проведении компьютерной томографии они смогут сразу определять причину болей.

В дальнейшем Коллард и его коллеги планируют провести более обширное исследование позвоночников приматов и представителей различных популяций людей.