Датчики на пленке могут даровать человеку шестое чувство

Плёнка, как сообщается, становится неощутимой и незаметной после наклеивания на кожу

(фото IFW Dresden).

Плёнка состоит из массива элементов, чувствительных к колебаниям магнитного поля

(фото IFW Dresden).

Материал настолько лёгкий, что может даже удерживаться на поверхности мыльного пузыря

Устройство не повредилось даже после того, как было смято в комок

Устройство не повредилось даже после того, как было смято в комок
Небольшой кусочек пленки с сенсорами, наклеенный на кожу, может подарить владельцу необыкновенную способность ощущать магнитные поля. Немецкие ученые считают, что именно с помощью подобных изобретений люди будущего станут лучше ориентироваться в пространстве.

Когда дело доходит до навигации и ориентации на местности, способность ощущать магнитные поля помогает многим животным, в том числе дельфинам, черепахам, бабочкам-монархам, форели и другим видам рыб, а также голубям.

Теперь и у людей появилась возможность овладеть этой "суперспособностью". Команда учёных из Института твёрдого тела и исследований материалов имени Лейбница в Дрездене, работающая под руководством доктора Дениса Макарова (Denys Makarov), совместно с коллегами из университетов Токио и Осаки разработала тонкую, гибкую плёнку с сенсорами, которая может оставаться незаметной и неощутимой на коже владельца.

Устройство представляет собой массив магниточувствительных элементов, нанесённых на одну из сторон подложки из полиэтилентерефталата (ПЭТ) толщиной всего в 1,5 мкм. Вес такой плёнки – 3 грамма на квадратный метр. Вряд ли она будет использоваться большими листами (размещать её по всему телу человека бессмысленно).

Предполагается, что кусочек такой плёнки будет крепиться к коже человека (например, на пальце или ладони) и позволит ему чувствовать как статические, так и динамические (изменяющиеся) магнитные поля.

(фото IFW Dresden).

В нынешних лабораторных тестах показатели выводились на электронный дисплей. Но плёнка также может быть модифицирована, чтобы вызывать тактильную реакцию (например, слегка вибрировать). В этом случае пользователь ощутит магнитные поля так, словно чувствует их собственной кожей.

Так как плёнка способна обнаружить магнитные поля даже сквозь немагнитные объекты (стену или стекло), она вполне может быть использована для чтения магнитных сообщений, передаваемых с помощью электронных устройств, пишут разработчики. Также она может найти применение в робототехнике, носимых электронных устройствах и медицинских имплантатах, отвечающих на магнитную стимуляцию.

В статье журнала Nature Communications, учёные отмечают, что материал оказался удивительно прочным при своей тонкости: датчики продолжали функционировать после растяжения более чем на 270% более тысячи раз. Плёнка не потеряла свои свойства и не повредилась даже после того, как была смята в комок подобно листку бумаги.