Генетическая предрасположенность плода к артриту может распространиться на мать

Ещё нерождённый ребёнок может передать своей матери предрасположенность к артриту

(фото Wikimedia Commons).

При фетальном микрохимеризме плод передаёт через плаценту матери свои клетки, которые могут десятилетиями оставаться в её теле

(фото Wikimedia Commons).

Нерождённые дети, обладающие генетической предрасположенностью к ревматоидному артриту по отцовской линии, могут передать эту сколонность своим матерям. К таким неутешительным выводам пришли учёные из университета Калифорнии в Беркли.

Беременные женщины и их ещё нерождённые дети многое делят между собой: пищу, привычки, тело и, как выяснилось в ходе нового исследования, предрасположенность к ревматоидному артриту. Это заболевание является аутоиммунным, а значит, иммунная система организма атакует свои собственные клетки, вследствие чего (в случае данного недуга) суставы опухают и болят.

Врачи давно заметили, что женщины втрое чаще страдают от этого заболевания, чем мужчины, и поняли, что, скорее всего, это связано со способностью первых к деторождению. Пока плод находится в утробе матери, то обменивается с ней некоторыми клетками. Так в организме женщины появляются клетки (приблизительно в количестве одна на миллион), которые обладают иным генетическим кодом, чем её собственные. Это явление, до сих пор изученное не до конца, называется фетальным микрохимеризмом.

"У большинства женщин фетальные клетки исчезают сразу после родов и микрохимеризм не проявляется. Но у некоторых они сохраняются в течение десятилетий и катализируют различные процессы внутри тела", — рассказывает ведущий автор исследования Джованна Крус (Giovanna Cruz), эпидемиолог из университета Калифорнии в Беркли.

Женщины, у которых развиваются аутоиммунные заболевания после рождения детей, как правило, имеют более высокий уровень микрохимеризма, чем здоровые матери. Два небольших исследования показали, что матери, которые изначально генетически не были предрасположены к развитию ревматоидного артрита, но страдают от этого заболевания, с большой вероятностью имеют большое количество "чужих" клеток в организме. Более того, биологи выяснили, что ДНК этих "чужих" клеток имеет генетический код, предрасполагающий к возникновению данного заболевания.

Крус и её коллеги изучили результаты предыдущих работ и провели самое масштабное исследования по этому вопросу. Они пригласили к участию в эксперименте более пяти тысяч добровольцев, среди которых были женщины, страдающие от ревматоидного артрита, их родственники, здоровые женщины и здоровые мужчины. У всех них учёные взяли образцы крови и проанализировали гены, связанные с артритом.

Они обнаружили, что вне зависимости от собственного генетического риска, женщины, страдающие артритом, вдвое чаще оказывались матерями детей, у которых генетическая предрасположенность к заболеванию была высока. С высокой вероятностью эти "больные" гены передаются от отца и ребёнку, и его матери.

"Но как именно проходит этот процесс, мы до сих пор не знаем. Науке доподлинно неизвестен механизм действия микрохимерических клеток, но у нас есть свои теории. С одной стороны, болезнь может быть следствием реакции клеток иммунной системы матери на присутствие чужеродных фетальных клеток — приблизительно тот же механизм наблюдается при отторжении пересаженных органов. С другой стороны, фетальные клетки и сами могут атаковать организм матери", — рассказывает Крус.

Впрочем, врачи отмечают, что пиковый возраст для заболевания ревматоидным артритом составляет 70 лет, и зачастую этот недуг поражает мужчин и женщин, которые никогда не были беременны. Критики гипотезы Крус и её команды говорят, что рассматриваемые ими случаи являются лишь малой долей от общего числа случаев заболевания.

В будущем учёные планируют тщательно изучить влияние отцовских генов на тела ребёнка и матери, а также понять, какими могут быть смягчающие факторы, если беременная женщина уже попала в группу риска. А о результатах данного исследования Крус и её коллеги рассказали на ежегодном собрании Американского сообщества генетики человека (American Society for Human Genetics), которое прошло в Сан-Диего в середине октября 2014 года.