Источник аутизма может находиться в коже

С-тактильные нервы ответственны за социальные контакты, а также связаны с симптомами аутизма

(фото Wikimedia Commons).

Изначально С-тактильные нервы были обнаружены у кошек

(фото NNelumba/Flickr).

Изначально С-тактильные нервы были обнаружены у кошек
Исследователи из Ливерпульского университета обнаружили новый тип нерва, скрывающийся под волосяным покровом. Он ответственен за социальные контакты, а также связан с симптомами аутизма.

Кожный покров содержит множество типов нервов. К примеру, Aβ-нервы помогают различать материалы, а С-волокна передают болевые сигналы. Недавно исследователи из Ливерпульского университета имени Джона Мура во главе с Фрэнсисом Макглоуном (Francis McGlone) обнаружили новый тип нервов, который получил название С-тактильные. Он имеет решающее значение для развития социальной функции мозга.

"Такие социальные контакты, как похлопывание по плечу или рукопожатия крепко закрепились в нашей социальной функции мозга", — поясняет Макглоун.

В своей статье, которая вышла в журнале Neuron, Макглоуном и его коллеги сообщают, что С-тактильные нервы также могут играть определённую роль в развитии аутизма.

"Эти нервы не предназначены для физического ощущения этого мира, они нужны для того, чтобы мы этот мир чувствовали", — утверждает Макглоун.

Впервые С-тактильные нервы были описаны ещё в 1939 году шведским учёным Унгве Цоттерманом (Yngve Zotterman), который обнаружил их на кошачьей лапе. Последующие эксперименты, которые проводились в XX веке, доказали наличие аналогичных типов нервов у обезьян и крыс, но у людей ничего подобного не было обнаружено до 1990-х годов.

Для обнаружения С-тактильных нервов у человека металлический электрод и вольфрамовый микроэлектрод вводятся в кожу, после чего нервные электрические импульсы считываются. Расшифровка этих сигналов занимает немало времени.

Лаборатория Макглоуна представила новый метод считывания сигналов С-тактильных нервов. Учёные используют роботизированный стимулятор для активизации пучков, который просто поглаживает испытуемого.

В 2009 году Макглоун проводил эксперимент, включая разные скорости стимулятора. Большинство добровольцев признало один из режимов наиболее приятным — именно эту скорость прикосновения учёные признали стимулирующей С-тактильные нервы.

Исследователи задались вопросом, почему некоторые нервы избирательно реагируют на мягкие прикосновения. Нейробиологические эксперименты показывают, что при стимуляции активизируется задняя островная кора, средняя и передняя орбитофронтальная кора, которые обе являются частью лимбической системы мозга, отвечающей за эмоции. Интересно, что поглаживание руки, напротив, активирует соматосенсорную кору, то есть внешние слои мозга, которые обрабатывают физическое осязание.

Те же самые области мозга, как показывает сканирование, связаны с проявлением симптомов аутизма. Логично было бы предположить, рассказывают авторы исследования, что кожные С-тактильные нервы определённым образом связаны с этим малопонятным медикам заболеванием.

Исследователи, знакомые с результатами работы Макглоуна, утверждают, что взаимосвязь вполне вероятна. Многие люди, страдающие аутизмом, обладают повышенной чувствительностью. Поэтому, если возникают подобные нарушения нервной системы, это может быть первым признаком расстройства аутистического спектра.