Биологи обнаружили прямую связь между гриппом и нарколепсией

Иммунитет атакует клетки своего собственного организма, если чужеродный антиген (слева) подобен собственному антигену (справа)

(иллюстрация Dimitry Schidlovsky, G. Grullоn/Science).

Учёные из Стэнфорда доказали, что большинство случаев заболевания нарколепсией связано с ошибочной реакцией иммунной системы. Они проанализировали случаи заболевания, вызванные вакцинами против гриппа и объявили нарколепсию аутоиммунным заболеванием.

В 2009 году дети из Северной Европы, получившие по одной вакцине против пандемии свиного гриппа, подверглись высокому риску развития нарколепсии – хронического заболевания, при котором люди непроизвольно засыпают и постоянно испытывают мышечную слабость. Связь между двумя недугами оказалась сюрпризом для учёных.

Воздействие свиного гриппа само по себе способно привести к подобным нарушениям: после пандемии, прошедшей по Китаю, наблюдалось четырёхкратное увеличение случаев нарколепсии у детей, даже не получивших никакой вакцины от гриппа.

Наконец исследователи выявили связь между этими событиями: часть поверхностного белка пандемического вируса очень похожа на часть белка мозга, помогающего людям просыпаться. Когда иммунная система человека только учится распознавать вирусы и бороться с ними, она может "ошибиться". Это открытие поможет создать более безопасные вакцины против гриппа а также дополнить фундаментальные знания: в связи с полученными результатами исследования нарколепсию следует классифицировать как аутоиммунное заболевание.

Около 200 детей из Швеции и Финляндии заболели нарколепсией после вакцинации Pandemrix, произведённой фармацевтической компанией GlaxoSmithKline.

До этого случая данное заболевание было очень редким, поражавшим не более одного из 15 тысяч привитых детей в странах Северной Европы, где вакцинация коснулась большинства молодых людей.

Нарколепсия развивается, когда иммунная система разрушает 70 тысяч нейронов в гипоталамусе, где производится гипокретин – белковый нейромедиатор, который несёт в себе пробуждающий сигнал к другим частям мозга. Неясно было, как именно препарат Pandemrix воздействовал на этот процесс, хотя некоторые исследователи подозревали причастность адъюванта вакцины – химического вещества, призванного стимулировать иммунную реакцию.

Чтобы понять связь между вакцинацией и нарколепсией, Эммануэль Миньо (Emmanuel Mignot) из Медицинской школы при Стэнфордском университете рассмотрел активность клеток CD4 (части иммунной системы) у детей, получивших Pandemrix во время пандемии 2009 года. Он проверил 39 страдающих нарколепсией детей, а также их братьев и сестёр, в том числе однояйцевых близнецов в четырёх случаях, которые получили вакцину, но не заболели нарколепсией.

(иллюстрация Dimitry Schidlovsky, G. Grullоn/Science).

Он обнаружил, что у всех детей, страдающих заболеванием, были клетки CD4, реагировавшие на гипокретин и белок вируса, уникальный для пандемии 2009 года. А вот у не заболевших нарколепсией детей CD4 не выявил какой-либо реакции.

Организм детей-нарколептиков, которым ввели обычную вакцинацию от гриппа в 2012 году (которая, как и Pandemrix, содержала белок HA от вируса 2009 года), также ответил резким ростом CD4, атакующим гипокретин. Т-клетки иммунитета убивали нейроны гипокретина. Таким образом иммунитет к гемагглютинину 2009 года повлёк за собой неожиданные последствия.

"Люди обвинили адъювант в случаях нарколепсии, – комментирует Миньо. – Но проблема оказалась в их иммунной реакции на белок HA. Адъювант лишь укрепил его".

По его словам, вакцины могут стать более безопасными, если уменьшить количество HA в них. Отказ от вакцинации, в свою очередь, может увеличить риск нарколепсии, ведь и само заболевание гриппом способно привести к ней.

Почему иммунная система некоторых людей "ошиблась", а других – нет, до сих пор неизвестно. Различия в иммунной реакции человека могут быть связаны с воздействием различных инфекций или же со случайными мутациями иммунных клеток.

Впервые учёным удалось проследить точный экологический фактор, повлекший аутоиммунные процессы в организмах некоторых людей. Генетика, иммунная история и окружающая среда влияют не до конца понятным образом на сложные аутоиммунные заболевания вроде диабета. Но эти случаи, возможно, помогут прийти к каким-то конкретным выводам.

Научная статья была опубликована в издании Science Translational Medicine.