Специалисты NASA испытали систему доставки груза с МКС на Землю

Отстыковка зонда от МКС

(фото NASA).

Запуск миниатюрного спутника TechEdSat-3p
Отстыковка зонда от МКС
Космическое агентство NASA запустило с МКС маленький кубический зонд TechEdSat-3p, который 27 ноября 2013 года успешно вышел на орбиту Земли. Аппарат оснащён уникальной системой внутреннего торможения, которая позволит доставлять небольшие грузы с орбиты на Землю.

Руководители новой космической миссии NASA подтвердили, что миниатюрный спутник TechEdSat-3p успешно вышел на орбиту Земли. Зонд запустили 3 августа 2013 года вместе с японским автоматическим грузовым кораблём HTV, а 20 ноября того же года аппарат выпустили в открытый космос с Международной космической станции.

"Спутник TechEdSat-3 стал первым аппаратом подобного размера, который запустили прямо с борта МКС", — говорит главный исследователь миссии Маркус Мурбах (Marcus Murbach) из Исследовательского центра Эймса NASA.

Запустив космический зонд с МКС, учёные надеются, что в будущем она сможет стать своеобразным перевалочным пунктом для космических кораблей и беспилотников, которые будут исследовать поверхность Луны, Марса и астероидов.

Запуск миниатюрного спутника TechEdSat-3p (фото NASA).

Спутник TechEdSat-3p обладает небольшими размерами и… любопытными встроенными системами. К примеру, после окончательного установления связи учёные планируют испытать на нём новую технологию внешнего торможения "экзотормоз". Особое специально разработанное тормозное устройство работает при экстремально низких давлениях и способно замедлить падение всего аппарата, подобно парашюту.

Эта система будет особенно полезна, если учёным NASA потребуется возвратить что-либо с МКС или привезти из космоса на Землю. К примеру, образцы грунта, собранные другими аппаратами на планетах и их спутниках, зонд, оснащённый технологией "экзотормоза", сумеет доставить в целости и сохранности.

Также в аппарат TechEdSat-3p встроен модем для передачи данных, изготовленный инженерами компании Iridium Communications. Модем будет соединён с GPS-приёмником для осуществления связи и трансляции данных об обстановке в космосе.

Отстыковка зонда от МКС (фото NASA).

TechEdSat-3p весит чуть менее 2,5 килограммов и является лишь вторым спутником из своей серии, успешно выведенным на орбиту. Его предшественник, зонд TechEdSat-1, был запущен в 2012 году и проработал в течение семи месяцев, после чего вошёл в атмосферу Земли. За это время учёные успели испытать подсистему основного сообщения (basic communications subsystem) и функциональность радиационно-стойкого контроллера.

Стоимость текущей миссии составила $50 тысяч, то есть около полутора миллионов рублей. Как сообщают руководители проекта, на подобных спутниках из серии TechEdSat можно будет испытывать оборудование, предназначенное для работы на других планетах или в открытом космосе. В 2014 году NASA планирует запустить TechEdSat-4, который также будет оснащён системой внешнего торможения.