Микрофлора кишечника может вызывать артрит

Рентгеновское изображение рук пациента, страдающего ревматоидным артритом

(фото Bernd Brägelmann/Wikipedia Commons).

Американские учёные пролили свет на причины одной из самых загадочных болезней человека – ревматоидного артрита. Как выяснилось, на развитие болезни могут влиять бактерии, живущие в кишечнике.

Давно не секрет, что микрофлора человеческого кишечника выполняет как положительную, так и отрицательную функцию. С одной стороны микроорганизмы играют важную роль в процессах пищеварения и вытесняют болезнетворные бактерии, с другой − участвуют в развитии аллергии и ожирения.

Результаты нового исследования учёных из Медицинского центра Нью-Йоркского университета (NYU Langone Medical Center) показывают, что состав микрофлоры кишечника влияет на развитие ревматоидного артрита. Открытие может иметь огромное значение для медицины, ведь причины этого заболевания вот уже долгое время остаются загадкой для специалистов.

Ревматоидный артрит поражает мелкие суставы конечностей. Он может привести к разрушению хрящей и костей, а также даёт осложнение на лёгкие и почки. Известно лишь, что болезнь имеет аутоиммунную природу. То есть иммунная система организма атакует собственные ткани.

Первый шаг к разгадке помогли сделать лабораторные мыши. Работая с грызунами, иммунолог Дэн Литтман (Dan R Littman) из Медицинского центра Нью-Йоркского университета и Даяна Мэтис (Diane Mathis) из Гарвардской медицинской школы обнаружили, что определенные микробы в кишечнике животных влияют на развитие особого типа иммунных клеток − Т-хелперов 17 (Th17). Они стоят на последнем рубеже защиты организма и уничтожают те патогены, с которыми не справились другие виды Т-хелперов. Также исследователи установили связь между ростом числа клеток Th17 и риском возникновения у мышей ревматоидного артрита.

Учёные предположили, что появление артрита у людей может быть также связано с определенными типами микробов. Команда исследовала бактерии кишечника у 114 жителей Нью-Йорка. Одни из них были здоровы, другие долгое время болели различными формами артрита. Особый интерес медиков вызывала группа людей, у которых недавно был диагностирован ревматоидный артрит. Дело в том, что они ещё не успели начать лечение, следовательно, микрофлора их кишечника не претерпела изменений.

Оказалось, что у 75% пациентов с недавним диагнозом в кишечнике присутствовала бактерия Prevotella copri. Сравнение с другими группами показало, что этот вид присутствовал у 37% людей, живущих с хроническими формами артрита,и лишь у 21% здоровых пациентов.

Чтобы проверить свое предположение, Литтман и его коллеги вводили мышам выращенный в лаборатории штамм P. copri и наблюдали за тем, что происходило в их кишечниках. Оказалось, что микроорганизмы легко приживались в организме грызунов и вызывали воспаление в пищеварительной системе.

У животных не был диагностирован артрит, но исследователи предполагают, что деятельность микробов может приводить к росту иммунных клеток, которые затем атакуют собственные ткани в других частях тела.

"На данном этапе мы не можем с уверенностью сказать, что существует причинно-следственная связь между большим количеством P. copri и началом ревматоидного артрита, — говорит Литтман в пресс-релизе университета. — Мы ищем новые инструменты, которые позволят нам, проверить эту версию".

Специалисты согласны, что результаты, опубликованные в журнале eLIFE, открывают большие возможности для дальнейшего изучения болезни и поиска новых средств для её профилактики и лечения.

Теперь учёные планируют провести похожую работу в других районах США, так как микрофлора кишечника у людей в разных географических регионах может отличаться.

Также они собираются изучить возможность использования отдельных видов микроорганизмов в качестве биологических маркеров при лечении болезни.