Отделы головного мозга развиваются отдельно друг от друга

Учёные потратили четыре года работы и $50 миллионов, чтобы установить активность генов в разных областях мозга

(иллюстрация Allen Institute).

Международная команда учёных опубликовала результаты уникальных 15-летних исследований, в ходе которых исследователи изучили головной мозг десяти тысяч мышей.

В журнале Nature опубликованы результаты уникального 15-летнего исследования, проведённого международной командой биологов, возглавляемой Рейнмаром Хагером (Reinmar Hager) из университета Манчестера.

Учёные поставили себе цель выяснить, могут ли части мозга развиваться независимо друг от друга или орган эволюционирует, как единое целое. Для этого им пришлось проанализировать головной мозг десяти тысяч мышей!

Каждый образец разделяли на семь частей: мозжечок, гиппокамп, обонятельные луковицы, кору, полосатое тело, латеральное коленчатое тело и базолатеральный комплекс. Для каждой из них определяли размеры и вес. Помимо этого, у всех животных был полностью отсканирован геном, за исключением Y-хромосомы, и выявлен набор генов, отвечающий за каждую часть мозга.

Последующий анализ полученного массива данных показал, что размеры каждого участка мозга находятся под контролем строго определённых групп генов, а единого генетического "центра" не существует. Исследователи также не обнаружили корреляции между размерами всего мозга и размерами его частей.

"Если бы все части развивались одинаково, то можно было бы предположить, что за величину мозга отвечает один набор генов, — говорит Хагер в пресс-релизе университета. — Тем не менее, мы нашли много генетических вариаций для каждой области. А отсутствие зависимости между размерами всего мозга и размерами его отдельных частей лишний раз подтверждает, что отделы органа эволюционируют мозаично".

На этом работа учёных не закончилась. Следующим этапом стало сравнение генов, управляющих размерами мозга, с теми, которые контролируют размеры всего тела. И снова оказалось, что мозг развивается независимо от остального тела, и видимой корреляции между этими двумя параметрами не наблюдается.

Похоже, что за 15 лет Хагер и его коллеги нисколько не устали от своих исследований. Теперь они собираются выделить конкретные гены, определяющие размеры каждого отдела головного мозга. По мнению учёных, это очень поможет исследователям, которые специализируются на нейронных заболеваниях и развитии головного мозга.