Растения уличили в подделывании запахов жуков

Цветки растений семейства ароидных представляют собой початки. Во время цветения они могут разогреваться до высоких температур. На снимке - вид Amorphophallus hewittii (фото Universität Zürich).
Швейцарские биологи обнаружили, что растения семейства ароидных имитируют запахи жуков, которые их опыляют. Химический анализ показал, что эти представители флоры много миллионов лет назад переняли "ароматы" насекомых для получения выгоды.

Британские биологи обнаружили, что растения семейства ароидных имитируют запахи жуков, которые их опыляют. Химический и филогенетический анализы показали, что эти представители флоры много миллионов лет назад переняли "ароматы" насекомых для получения выгоды.

Все знают, что растения привлекают насекомых-опылителей яркими цветами и вкусным нектаром. Обоюдный процесс адаптации привёл к взаимовыгодному сотрудничеству. Однако, как выяснили учёные из университета Цюриха, в ходе эволюции некоторые представители флоры прибегали к хитрым уловкам – растения научились обманывать жуков.

Исследователи проанализировали химический состав летучих веществ, определяющих запах цветков у растений семейства ароидных и у опыляющих их пластинчатоусых жуков, и пришли к выводу, что цветки вырабатывают те же вещества, что насекомые используют для коммуникации между собой (например, для привлечения противоположного пола).

Затем они провели филогенетический анализ и выяснили, что запахи эти присутствовали в жизни предков современных жуков. Ещё во времена юрского периода пластинчатоусые использовали такие же или похожие вещества. Только в те далёкие времена, жуки не имели никакого отношения к опылению ароидных.

Первые такие насекомые-опылители были найдены в окаменелостях, возраст которых оценивается в 40 миллионов лет. "Получается, что в процессе эволюции ароидные начали имитировать запахи жуков, чтобы те начали более эффективно опылять их цветки", — говорит профессор Флориан Шистль (Florian Schiestl) из университета Цюриха.

Выходит, что растения и насекомые не всегда приспосабливались друг к другу. Иногда процесс становился выгодным лишь для одной из сторон. Кстати, ранее на копировании запахов попадались орхидеи, они привлекают шершней запахом пчёл и грибных мушек запахами грибков.